Принцип действия этой системы состоит из помещения ключа в зажигательный замок, при повороте которого происходит активизация аккумулятора.

Далее происходит подача электрического тока непосредственно из самого аккумулятора в систему зажигания автомобиля. Ток подаётся на свечи, находящиеся в двигателе, которые поджигают топливную и воздушную смесь, приводя при этом в действие поршни мотора. После этого поворота ключа зажигание в процессе езды больше не понадобится. При повороте ключа в первоначальное состояние, глушится двигатель, и машина останавливает любые действия. На одном аккумуляторе далеко уехать нельзя, так как двигатель не сможет долго работать, потому специальный ремень передаёт энергию от двигателя на генератор, который, в свою очередь, заряжает его и питает электронику автомобиля. Весь этот процесс похож на ремонт – можно начать, но не осознать что происходит.
Для любителей криминальных хроник не секрет, что автомобиль возможно завести и без ключа, способом прямого контакта проводов зажигания. Также, если с достаточным усилием толкнуть машину вперёд, двигатель может завестись самостоятельно. При проблемах с системой зажигания прежде машины заводили, с помощью корбы (специального рычага для запуска двигателя).
Система зажигания представляет собой один из самых интересных механизмов во всей машине. Повернув один раз ключ, вы активируете тем самым кучу других функций, зависящих именно от этого движения руки водителя, который даёт предпосылку для работы всей остальной махины. Данное описание было поверхностным, и походим больше на логическое женское восприятие этого процесса. Если покопать глубже и разобраться серьезней, то получим следующее определение: данная система предоставляет возможность принудительного поджигания в камере сгорания определённой смеси. Такая система нашла своё широкое применение и в мазутных котлах. До того времени, пока систему зажигания не заменили электрической искрой, использовали её для нагнетания трубки или огня.
Итак, разобравшись в том, что эта система нужна для поджигания в бензиновом двигателе топливно-воздушной смеси, следует определить её зависимость от способа управления.
По типовым признакам система зажигания, словно тепловоз, делится на контактную, бесконтактную и электронную. В контактной, с помощью механического устройства, осуществляется контроль над накоплением и распределением энергии по цилиндрам. Далее, развивающаяся контактная система переходит в транзисторную зажигательную систему, которая находится в цепи катушки первичного типа и применяет транзисторный коммутатор.
В противовес контактной, бесконтактная система используется транзисторный коммутатор, управляющий накоплением энергии и взаимодействующий с датчиком импульсов бесконтактного вида. Такой коммутатор в данном случае играет роль прерывателя. Ток высокого напряжения распределяется механическим распределителем.
Самым модернизированным и популярным сегодня, является последний тип системы зажигания – электронный. Он используется в микропроцессорной системе, с помощью которой происходит управление накоплением и распределением электрической энергии. В первых таких разработках, электронный блок управлял одновременно зажиганием и топливной системой впрыска. Сегодня, управление зажиганием и время этого процесса, включено в управление двигателем.